• 22 февраля 2012, 9:00
  • 2919

Великий Пост. История и традиции

Великий Пост. История и традиции
Карнавальные шествия Масленицы завершаются Прощеным воскресеньем, и наступает Великий пост. Это время очищения – и телесного, и духовного, время подготовки к самому значительному празднику для христиан – празднику Пасхи.
В целом пост длится 48 дней: 40 дней - "Святая Четыредесятница" (6 недель), 2 праздничных дня - Лазарева суббота и Вербное воскресенье, и еще 6 постных дней Страстной недели. В сознании современных людей все эти дни объединены названием «Великий пост». Но если разобраться, это совокупность различных событий в обрядовой жизни Церкви. "Святая Четыредесятница" – это пост в честь тех 40 дней, что Христос пребывал в пустыне за Иорданом, а Страстная неделя посвящена воспоминаниям о последних днях жизни и мучительной смерти Христа. И между этими постами есть два праздничных дня - Лазарева суббота и Вербное воскресенье.

Сорокадневный предпасхальный пост возник во времена становления христианской Церкви, как некое испытание для людей, собирающихся примкнуть к вере. Тогда крещение совершали не в любой день, а только по праздникам, самым массовым было крещение в Великую Субботу накануне Пасхи. Христианство принимали люди уже зрелые, с устоявшимися принципами и крестились они осознанно: готовились, молились, слушали проповеди и, испытывая твердость своих убеждений, соблюдали пост. Уже крещёные христиане постились перед Пасхой чаще всего только неделю – Страстную, и то не все. Вплоть до 3 века не было единого мнения на этот счет. Кто-то постился лишь один день, другие постились целую неделю. Лишь к 4 веку сформировалась традиция всем поститься и 40 дней, и на Страстной неделе. Крещеные христиане стали соблюдать сорокадневный пост вместе с желающими окреститься, чтобы выразить свою готовность к самопожертвованию и сопереживанию.

В дореволюционной России, когда церковь была неотделима от государственной власти, Великий пост соблюдался всеми гражданами. Даже торговать скоромной пищей в эти дни было большим грехом, поэтому весь ассортимент товаров на всех рынках Российской империи был только постным. В дворянских домах Москвы или в крестьянской избе Саратовской губернии в эти дни подавали к обеду практически одни и те же блюда: грибы, капусту, горох с различными приправами. Чай в эти дни пили с изюмом и медом, варили сбитень. Рецепты многих постных блюд не изменились со времен Крещения Руси. Добавлялись лишь новые овощи - до конца 17 века в России не было других овощей, кроме капусты, чеснока, лука, огурцов, редьки, свеклы. Блюд из них можно было приготовить великое множество, но отличались они друг от друга лишь тем, какой зеленью были посыпаны и каким маслом заправлены.

Во время поста развлекательные заведения, например, казино и театры закрывались. В дни самого строгого поста (первая неделя Четыредесятницы и Страстная неделя) не работали все учебные заведения и государственные учреждения. Труднее всего русскому человеку было отказаться не от мяса, а от пьянства. И для того, чтобы обуздать эту пагубную страсть во время Великого поста, все питейные заведения царским повелением опечатывались вплоть до пасхальной среды.

Все жители обязательно присутствовали на богослужениях. Наиболее рьяные христиане заставляли соблюдать пост даже детей грудного возраста. Историки говорят о том, что в России бытовало мнение, что ребенок является грудным только "два говенья" (это меньше года), а после этого он обязан соблюдать все посты. Хотя официальная Церковь и оговаривала тот момент, что если ребенок слабый и болезненный, то ему можно и не поститься.

Кроме ограничения в питании и развлечениях, церковь предписывала в эти дни усиленно молиться и "томить плоть свою" поклонами. Например, в русских уставных статьях предписывалось совершить за день не менее 400 земных поклонов (головой до земли). И лишь в праздничные дни можно было заменить эти поклоны на «поясные» (головой до пояса).

Обязательно добропорядочный христианин должен был проявить свое милосердие к обездоленным в эти дни, то есть непременно раздать некоторое количество милостыни бедным или пожертвовать деньги на нужды бедных, или приютить в своем доме и кормить нуждающихся. Это придавало посту нравственную ценность – человек не просто ограничивал себя в пище, он делился тем, что не съел сам, с нуждающимися.

Особое внимание во время Великого поста церковь уделяла специальным обрядам – причащению и соборованию. Писатели 17 века, говорят о том, что сложился обычай причащаться не менее 4 раз в год, и один раз - именно в конце Великого поста. Причащение – это обряд, при котором верующий под видом хлеба (просвирки) и вина вкушает тело и кровь Христа, и таким образом соединяется с Христом и обретает залог вечной жизни. Но для того, чтобы быть достойным причаститься Тайн Христовых, нужно покаяться во всех своих грехах, очиститься. Для этого нужно пройти обряд соборования (Елеосвящения). Соборование – это обряд, при котором человек может очиститься даже от тех грехов, про которые он забыл, или просто не осознал, как греховные. По сложившейся традиции все православные христиане старше семи лет обязательно должны собороваться хотя бы раз в год.

Таким образом, выполнив все обряды и предписания, православные встречали Пасху чистыми - и телесно, и духовно.

Автор: Ольга Кадысева

Комментарии

Пока нет комментариев.
Наверх

Оставить комментарий

Рубрикатор рецептов

Опрос
Какие проекты группы МедиаФорт (кроме povarenok.ru) вы посещаете?


Уже 609 ответов Ответить

Поиск по сайту

Наши рассылки