- 23 февраля 2012, 9:00
- 5491
Великий Пост. Праздники и обряды
Благовещенье - значительный праздник для христиан. В народе говорят, что в этот день даже в аду грешников не мучают. И никому нельзя работать, потому что это чревато большими бедами: кукушка начала строить себе гнездо на Благовещенье и теперь век без гнезда живет; крот землю копал на Благовещенье и теперь слеп. Народные пословицы однозначно высказываются на этот счет: «В этот день птица гнезда не вьет, девица косы не плетет», «В Благовещение на суровую пряжу не глядят и под дымом не сидят» (то есть не растапливают печь и не прядут). В честь праздника смягчаются требования к соблюдению Великого Поста - можно есть рыбу.
В народном календаре День Благовещения - это день наступления весны. Фольклористы пишут о том, что во многих губерниях России этот день связан с обрядами "закликания" весны. В различных вариациях таких обрядов непременно присутствуют благовещенские костры, птицы, и обрядовая выпечка.
Благовещенские костры использовались для защиты от болезней и темных сил. Накануне в печах гасили старый огонь, отчищали печь от золы и добывали с помощью трения «живой» огонь. Также для очистительных и охраняющих обрядов жгли большие костры в деревне. В этих кострах сжигали старые соломенные постели, лапти, мусор и тряпки. Вокруг костров водили хороводы, прыгали через эти костры. Считалось, что одежда, окуренная дымом этих костров, будет защищать ее владельца от болезней и злых чар, от порчи и сглаза. Благовещенскую золу сохраняли для огорода, считалось, что она способна защитить капусту от вредителей.
Наступление весны тесно связано с птицами. По народному поверью птицы возвращаются из теплых краев с ключами, запирают зиму и выпускают весну. Прежде в России в день Благовещения соблюдался обычай отпускать на волю птиц. Люди даже специально для этого покупали птиц у птицеловов. Ученые предполагают, что этот обычай связан с представлением о птице, как посреднице между живыми и душами умерших предков. Это как бы древнейший обряд поминовения умерших. Позже, с принятием христианства, сюда добавились представления о птице, как о Божьем вестнике. И обряд был как бы «перенесен» в христианские рамки. До сих пор в день Благовещения взмывают в небо стаи голубей, «отпускаемых» верующими, и это символизирует начало новой жизни, освобождение от греха.
С птицами связана и обрядовая выпечка на Благовещение. Выпекали из пресного ржаного теста фигурки птичек и отдавали их детям. Дети забирались повыше – на крышу или на дерево и, привязав печенье-птичку ниткой к палке, раскачивали ее. Птичка, как бы, летела. При этом дети выкрикивали «веснянки» – короткие песенки, призывающие весну.
Тесно сплелись языческие и христианские традиции в праздновании Благовещения. Например, освященная в церкви в день Благовещения просфора использовалась и для гадания на удачу и урожай, и для охраны благополучия земледельца. В одну из просфор запекали монетку: тот, кому она доставалась, будет удачлив весь следующий год. Такому счастливчику доверяли начинать сев или любое важное дело. Кусочки благовещенской просфоры использовали и в охранных обрядах: например, закапывали в углах поля, чтобы защитить урожай от засухи и града, или при посеве привязывали к сеялке, чтобы был хороший урожай.
Еще один большой праздник в Великий пост – Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье). Этот праздник переходящий, то есть дата его в каждом году своя. Празднуется он в воскресенье шестой недели Великого поста и входит в число главных христианских праздников. В этот день верующие вспоминают еще одно из событий, описанных в Евангелии, - въезд Иисуса Христа в Иерусалим на осле. Но роль пальмовых ветвей, с которыми древние евреи встречали Господа, у православных исполняют ветки вербы.
Горожане в дореволюционной России покупали ветки вербы на специальных «вербных базарах». Там можно было купить ветки вербы, детские игрушки и сладости. Букеты из распустившихся веток вербы украшали вырезанными из бумаги ангелочками. Такой ангел назывался - "вербный херувим". Если погода была холодной и верба не успевала распуститься к празднику, то ее ветки заранее ставили в воду в теплом помещении. Цветущую вербу освящали в храме и держали в руках во время службы в Вербное воскресенье.
Древние славяне приписывали распустившейся вербе магические свойства. Якобы она может защитить от темных сил, помочь при различных болезнях. Эти верования как-то незаметно «вросли» и в обряды христианского праздника. Например, вернувшись домой после заутрени, родители хлестали своих детей освященными ветками вербы со словами: "Верба хлест, бей до слез. Не я бью, верба бьет. Будь здоров, как верба". Считалось, что это прибавит детям здоровья и сил.
Букеты освященной вербы народная молва велит сохранять в доме в течение всего года. Будто бы эти веточки способны отвести молнию и защитить постройки от пожаров. Женщинам, мечтающим о рождении ребенка, советовали есть почки с освященной вербы. И даже на смертном одре такой букет отгонит от умирающего злых духов и облегчит его страдания.
Может быть, эти верования и являются языческими предрассудками, но любой дом украсит первый весенний букет – букет распустившейся вербы!
Автор: Ольга Кадысева
Комментарии
Оставить комментарий
Вы можете войти на сайт без регистрации и ввода пароля, воспользовавшись своей учетной записью на следующих сайтах: