Как вести себя в ресторане
Отправляясь в ресторан, задумываетесь ли вы, откуда взялось это слово? Н.И.Ковалев в книге «Рассказы о простых вещах» приводит такую историю. Некий парижский повар Буланже с целью рекламы написал на вывеске приглашение — зайти к нему всякому, кто хочет реставрировать (восстановить) свое здоровье и желудок. Постепенно «реставрация» превратилась в «ресторацию» (это слово использовали в России вплоть до революции), а затем и в ресторан.[cut]
В России не распространен западный обычай встречи с друзьями, празднования семейных событий в ресторанах. В отличие от Запада, где провести время в ресторане или кафе — явление распространенное. У нас в ресторанах отмечают торжественные события — свадьбы, юбилеи и т.д. Друзей чаще приглашают домой. Возможно, это отношение к ресторанам в какой-то степени связано с национальными традициями. В славянском мире гостеприимство во многом строится на культе домашней еды. А в западных странах более принято, освобождая женщину от труда на кухне, проводить время в кафе или ресторанах.
Тем не менее, многие западные обычаи сейчас широко распространяются и у нас. Поэтому следует поговорить о том, как правильно себя вести в ресторане.
Собственно, можно выделить три вида «предприятий общественного питания» — это кафе-бистро, где можно быстро перекусить, кафе и собственно ресторан.
В первую очередь следует выбрать подходящее заведение. Все зависит от того, с какой целью вы туда идете. Хотите ли вы пообедать с дамой или с друзьями, или организовать торжественный банкет с большим количеством гостей — вам поможет собственный опыт, советы друзей или справочник-путеводитель по ресторанам. Конечно, надежнее всего полагаться на собственный опыт. Хороший ресторан или даже кафе можно узнать по следующим признакам:
- при входе гостей дружески приветствуют;
усаживают за стол;
- предлагают сразу же меню;
- официант хорошо информирован о наличии блюд и дает посетителям дельные советы;
- напитки подаются своевременно;
- регулярно меняются пепельницы;
- после расчета с посетителями радушно прощаются.
Для посещения хорошего ресторана желательно предварительно заказать столик. Для проведения торжественных мероприятий такой заказ обязателен. Необходимо явиться точно к назначенному времени. По правилам, в случае опоздания более чем на 30 минут официант имеет право снять заказ и отдать столик другим посетителям.
Если в кафе можно придти в повседневной одежде, то для ресторана необходим более торжественный наряд. Для женщины это не обязательно вечернее платье. Для мужчины обязателен если не костюм, то непременно галстук (в некоторые рестораны и бары мужчины без галстука не допускаются). Вообще, форма одежды должна соответствовать уровню и классу ресторана и кафе, а также характеру проводимого мероприятия.
В ресторане принято вести себя вежливо. Следует всегда сохранять доброжелательность и корректность в общении с гостями и персоналом. Если вам что-то не нравится, ни в коем случае не устраивайте скандала, а спокойно выскажите метрдотелю или кельнеру свои замечания. Помните, что проявленные вами высокое самообладание и выдержка нередко могут оказать гораздо большую помощь в разрешении проблем, чем горячность или даже брань.
Воспитанность и учтивость человека проявляются и в том, владеет ли он необходимыми манерами. Если мужчина идет в ресторан с дамой, ему следует помнить некоторые основные правила:
- мужчина входит в ресторан первым. В гардеробе он помогает даме снять пальто. Затем сам снимает пальто (ему помогает гардеробщик). Большие сумки, портфели также принято сдавать в гардероб;
- к заказанному или свободному столику гостей провожает служащий. В зал входят обычно в таком порядке: метрдотель, дама, мужчина;
- подойдя к столику, мужчина помогает даме сесть (отодвигает и поправляет стул). Ей предоставляется самое удобное место, с которого виден весь зал. Мужчина занимает место слева от женщины или напротив нее;
- если мужчина ожидает даму за столиком, ее провожает к столу метрдотель. Не следует приветствовать друг друга через зал. Мужчине следует встать со стула и поприветствовать даму, поцеловав ей руку;
- сев за стол, мужчина подает даме меню, предлагая ей выбрать блюда. Согласно современным правилам, женщина может сделать заказ сама или предоставить это право мужчине;
- если вы сомневаетесь или не знаете, что представляют собой отдельные блюда, не стесняйтесь спросить совета у официанта;
- нормальный набор блюд в заказе состоит как минимум из трех яств. При этом следует заказать холодную или горячую закуску или суп в составе основного блюда. Десерт заказывается позже;
- напитки выбираются соответственно блюдам. Для основных блюд обычно заказывают вина. Если вы сомневаетесь в выборе вин, посоветуйтесь с официантом, в этом нет ничего зазорного;
- разговоры за столом следует вести в приглушенном тоне, чтобы не мешать соседям;
- если вы встретили в ресторане знакомого, приветствуйте его наклоном головы. При встрече с друзьями можно подойти к их столу и поздороваться, но не следует задерживаться, если вас не приглашают. Если вас приветствуют за столом, то мужчина приподнимается в ответ, дама остается сидеть;
- по завершении трапезы просят подать счет. Для этого не следует громко звать официанта, достаточно подать ему знак. Обычно счет приносят на небольшом подносе или в папке, чтобы можно было рассчитаться незаметно. Дама, (или приглашенные гости не должны знать, сколько заплачено по счету;
- чаевые официанту обычно составляют не более пяти-десяти процентов от общей суммы счета. Их дают при расчете;
- если, по обоюдному договору, мужчина и женщина платят каждый за себя, следует попросить официанта принести отдельные счета;
- покидая ресторан, мужчина идет первым к двери, но не допуская, чтобы дама как бы догоняла его. Он идет, слегка повернувшись к даме, открывает дверь перед ней и пропускает ее вперед (в дверь-вертушку кавалер всегда проходит первым, ожидая даму у выхода);
- в гардеробе мужчина сначала помогает даме одеться, и только после этого надевает свое пальто.
Основные правила поведения за столом были изложены выше. Помните, что есть нужно не спеша, аккуратно. Помните также, что столовые приборы созданы не для издевательства над вами, а для облегчения вам процесса питания. Само собой, что в ресторане приступают к еде, когда всем гостям поданы кушанья. Дамы обычно обслуживаются в первую очередь. Показателем хорошего обслуживания является по возможности одновременная подача блюда всем гостям (исключение — банкет).
Если в ресторан приглашена большая компания, то пригласивший должен придти раньше и ждать гостей в холле. В некоторых случаях гости встречаются в баре. Когда все собрались, метрдотель провожает группу в зал. За метрдотелем идет организатор (хозяин) приема, за ним более старшие по возрасту или рангу дамы, также мужчины более старшие по возрасту или рангу идут впереди молодых. Рассаживанием гостей занимается хозяин приема или, по договоренности с ним, метрдотель.
После того, как гости расселись, официант предлагает аперитив или сразу приносит карты меню. Во многих ресторанах для гостей подаются карты без указания цен. Для хозяина приема или банкета наоборот, подается карта с ценами. Вообще, если в ресторан приглашается компания, целесообразно предварительно заказать комплексное меню. Хозяин стола дает понять, что застолье заканчивается, слегка приподнимаясь. Это означает, что настала пора расходиться.
Когда все сидят за столом, неприлично вести телефонные разговоры.
Не допускается заимствование чего-либо, например, пепельницы или прибора со специями с другого столика. Обо всем, что вам необходимо, следует спрашивать у официанта. Зубочисткой пользуются так: одной рукой прикрывают рот, другой держат зубочистку и стараются быстро и незаметно достать кусочек, застрявший в самый неподходящий момент. Неприлично долго и задумчиво ковыряться в зубах. Для пользования туалетной комнатой следует приготовить заранее мелкие деньги.
Если вы не удовлетворены качеством какого-то блюда, то, разумеется, можете выразить претензию. Но делайте это спокойно и по существу.
- +3
- 1
- 2181
- 17 мая 2008, 13:49
Комментарии
18 мая 2008 года мисс #
Оставить комментарий
Вы можете войти на сайт без регистрации и ввода пароля, воспользовавшись своей учетной записью на следующих сайтах: