Ряженый,суженый,приди ко мне ужинать...

Окончание старого года и начало нового у славян, как и у большинства народов, было магическим временем, когда светлые силы борются с темными. Радость Нового года в сочетании с тревогой и страхом перед всё еще сильными силами зимы создавали особое мистическое настроение. Люди основательно готовились к этому времени соприкосновения миров живых и мёртвых, старались соблюдать обычаи предков, чтобы заручиться их поддержкой и укрепить свое благополучие или хотя бы узнать, чего ожидать от грядущего года. С приходом христианства суть древних обычаев осталась такой же, изменилась лишь их форма. Хотя церковь боролась с любыми проявлениями язычества, ей не удалось искоренить мистическое настроение перехода в Новый год. Народ не забыл языческих обрядов, дополнив их православными обычаями. Эта гремучая смесь настолько отражает русский характер, что сохранилась даже в век информационных технологий.[cut]

Некоторые из нас соблюдают 40-дневный пост перед Рождеством, кто-то колядует или колядовал в детстве, во многих домах наряжают ёлку, некоторые семьи делают вертепы, изображающие сцену рождения Христа, а кто-то гадает на суженого. Но нигде не обходится без веселья и праздничного стола продолжительностью в 12 дней. Да, у наших предков тоже были долгие «новогодние каникулы», именуемые святками. Они начинались с Рождества Христова и продолжались до Крещения Господня. Новый год приходился как раз на середину «каникул» и отделял «святые вечера» (от Рождества до Нового года) от «страшных вечеров» (от Нового года до Крещения). Если первая часть каникул была радостна и светла, то в «страшные вечера» могло случиться что угодно: нечистая сила гуляла по всему свету. Но нет преград женскому любопытству! Чтобы узнать имя, внешность или хотя бы характер суженого, девушки готовы были тёмными холодными вечерами выходить на перекрёсток, в огород, на гумно, подслушивать у церкви и соседских окон. Некоторые гадали в амбаре или бане, и даже оставались гадать в собственной горнице, несмотря на церковный запрет заниматься богопротивным делом в освященном жилище.

Предсказания будущего начинались уже в рождественский (Святой) вечер. Каждая семья ставила на стол дополнительный прибор, и если в гости заглянет холостой темноволосый мужчина, семью ждёт удача и достаток. Зайдёт женщина — жди голода и болезней. Богатые семьи даже нанимали человека, чтобы он перед ужином пришел и поздравил всю семью. (Не правда ли, похоже на вызов Деда Мороза?) Во время Рождественского ужина незамужним девушкам и холостым парням нельзя было сидеть на углу стола, чтобы в следующем году не остаться без пары. За столом гадали на яблоках: если у разрезанного поперёк фрукта из косточек получится красивая правильная звездочка, то год будет счастливым.

Тогда же, за первым святочным ужином, делалась и первая попытка повлиять на будущее: к столу приглашали души умерших предков, просили у них поддержки. Потом глава семьи брал тарелку с кутьей, выходил на улицу, приглашал на ужин стихии: морозы, ветры и бури и просил их пощадить его урожай в новом году. «Угостив» стихии кутьей, хозяин возвращался в дом, и семья приступала к первому после поста ужину. Потом все выходили во двор и «гадали», какой урожай принесет новый год. Ясное небо – к хорошему урожаю зерна, сосульки под крышей — к году, богатому на кукурузу, иней на деревьях — к обилию фруктов. Остатки кутьи и взвар (напиток из сушеных яблок, груш, изюма и ягод) в течение всех святок оставляли на ночь на столе для душ умерших и ставили на порог для угощения мороза.

На кутье тоже гадали: худая кутья - без поджаристой пенки, впалая - сулила нехороший год. На ночь члены семьи клали в тарелку с кутьей свои ложки, на них - куски пирога и накрывали это сооружение скатертью. Утром смотрели: чья ложка перевернулась, тот может в новом году умереть.

Кутья (коливо, канун, сочиво) – основная ритуальная пища святок. Кутья состоит из крупы (пшеницы, ячменя, риса), фруктов, орехов и мака – основных даров земли для земледельцев, и иногда содержит молоко и мёд. Кроме того, зерно – это символ рождения новой жизни, а фрукты, орехи, мак и мёд – символы сладкой жизни. Разные виды кутьи варили в кануны трёх святочных праздников (бедная – на Рождество, богатая – на Новый год, водяная – на Крещение). Кутьей угощали всех гостей из мира живых и мёртвых, её носили крёстным родителям, ею одаривали бедных и больных. Вкушение ритуальной пищи было приобщением к жизненным силам и, соответственно, к вечному круговороту жизни. Обрядовое кормление покойных предков, которые являлись уже частью природы, приобщало и их к нескончаемому движению жизни и давало силы для помощи живым. Неудивительно, что, вкусив ритуальной пищи, девушки чувствовали себя под защитой предков и сил природы и не боялись заниматься ночными гаданиями.

Самым опасным, но притягательным было гадание на зеркалах. В тёмной комнате девушки устанавливали одно напротив другого два больших зеркала, по обеим сторонам ставили свечи и смотрели в зеркальную бездну, пока бездна не начинала смотреть в них. Более страшный вариант: гадать ночью в бане, поставив на стол два столовых прибора, свечу и зеркало. В полночь девушке следует сказать: «Ряженый, суженый, приди ко мне ужинать», и он отразится в зеркале за её плечом.

Более благоразумные (или робкие) девицы гадали по теням от сгоревшей бумаги, по очертаниям горячего воска или яичного белка, вылитого в тёплую воду, по стуку кольца о стенки стакана, по движениям иглы, по расчёске, оставленной под подушкой, по брошенному за ворота сапожку…

Если у молодых девушек на уме только суженый, то матерям семейств следовало думать о доме и благополучии семьи. Они на святки стряпали «козульки» в виде диких или домашних животных или птиц. Одна из козулек помещалась над воротами во двор, чтобы скот лучше плодился, другие раздаривались друзьям и многочисленной родне. Блины – самый солнечный символ, известный в кулинарном деле. Неудивительно, что святки, время медленного, но верного увеличения светового дня, просто не могли обойтись без них. Еще одно ритуальное угощение, не сходившее со стола во время святок – колядки, калитки или преснушки – маленькие пирожки, которыми одаривали колядующих и ели сами и просто так, и к чаю, и со щами или квасом. Колядки могли иметь любую начинку: ягоды, грибы, каши, что символизировало богатство природы. Женщинам, вообще, было чем заняться на протяжении всех святок, ведь богатый рождественский и святочный стол означает богатый и хлебосольный год. В каждой семье обязательными были пироги и сладкие «заедки» по «фирменным» рецептам.

Какими же более сытными блюдами был богат святочный стол наших предков? Во многих семьях главным блюдом было, как говорили в 19 веке, «солнечное божество» - жареный поросенок или кабан. Он символически умерщвлялся для праздничного блюда и возрождался в человеке, давая ему силы. Жареный поросёнок, главное блюдо святок, даже получил прозвище святого Василия Кесарийкого (Кесаретского), день которого празднуется 1 января по старому стилю. (Возможно, именно поэтому поросят в деревнях часто называют Васьками.) Кесаретский поросенок символически означал плодородие, богатство и благополучие не только для семьи, но и для всех гостей. Все соседи и знакомые, зашедшие поздравить семью, угощались поросенком. Подавали его на стол с ритуальными жестами, молитвами и приговорами, везде по-разному. Где-то насыпали на стол зерно в виде креста в круге, поверх стелили скатерть и в середину креста ставили блюдо с поросенком, где-то под скатерть стелили сено как символ хлева, в котором родился Спаситель. Из свинины также делали колбасу и всевозможные нехитрые блюда. Другими мясными блюдами были зайчатина, курица, гусь и утка.

«Домострой» даёт такие указания по организации стола на святки: «В Великий мясоед после Рождества Христова к столу подают: лебедей да потрох лебяжий, жареных гусей, тетеревов, куропаток, рябчиков, поросят на вертеле, баранину заливную, баранину запеченную, поросят заливных, поросячий потрох, бульоны куриные, солонину с чесноком и с пряностями, лосину, кур с вертелов, гусиные потроха, говядину вяленую да свинину, ветчину, колбасы, желудки, гусей вяленых, вяленых кур».
  • +5
  • 0
  • 2129
  • 9 января 2010, 11:29

Дневник группы "Православные праздники"

Комментарии

Пока нет комментариев.
Наверх

Оставить комментарий

Рубрикатор рецептов

Опрос
Какие проекты группы МедиаФорт (кроме povarenok.ru) вы посещаете?


Уже 608 ответов Ответить

Поиск по сайту

Наши рассылки