Что для меня Война
«Шельпанов Сергей Николаевич, 1922 года рождения, уроженец Ярослав-ской области, поселок Красные Ткачи.
На фронт призван в июле 1941 года. Окончил курсы комсостава. Получил звание лейтенанта. В марте сорок второго переведен в действующую армию. Получил ранения в боях на реке Дон 27 июля 1942 года. Похоронен в селе Семёновка Меловатского района Воронежской области, в братской могиле».
А вот сохранившееся письмо Сергея с фронта
«Привет с Дона!
Добрый день. Здравствуйте, мои родные и знакомые. Шлю я вам пламенный привет и желаю вам в вашей жизни много счастья. Спешу сообщить, что в Сидорках меня уже нет. Пишу о себе, я пока жив и здоров. Настроение хорошее. Привыкаю к фронтовой жизни, хотя мы ещё не на передовой. Но можно повидать всего. Щупаем помаленьку фрицев. Как появится на том берегу, так его на мушку».
Написано это письмо за 10 дней до смерти, и пришло оно вместе с письмом медсестры Авдеевой Нины Ивановны, на руках которой умер Сергей. Письмо это было адресовано его матери.
«Здравствуйте, Мария Алексеевна!
Вам, конечно, будет неожиданным это письмо от незнакомой Вам девушки. Пишет Вам сестра медсанбата. Вы только не расстраивайтесь, так как знаете, что сейчас война и никого не щадят, то примите это сообщение более спокойно, ибо Ваш сын, раненный в колено, потерял много крови и скончался 28 июля 1942 года, в 7 часов вечера. Умирал спокойно, и мы очень жалеем его и разделяем Ваше горе. Если хотите чего спросить, то пишите по адресу (приводится адрес).
Сентябрь 1942 года».
Похоронка пришла уже после этого письма.
Узнав о гибели Сергея, его сестра Софья написала письмо медсестре Авдеевой, желая узнать подробности смерти брата.
Вот ответное письмо медсестры:
«Соня! Вам очень хотелось узнать о последних часах жизни Вашего брата Серёжи. Ранило его на Дону 27 июля 1942 года. К нам, в санчасть, поступил через сутки после ранения. Здесь пролежал всего один день и умер. Похоронили его в Воронежской области, в Меловатском районе, в селе Семёновка, в 40 километрах от Дона.
Умирал спокойно, не стонал за всё время, которое лежал у нас. Только в последний час жизни он посмотрел пристально на меня, обнял меня и прижал к груди. Мне очень его жаль стало, и я все средства применяла, но не смогла спасти его. Я долго сидела и смотрела одна на молодое лицо. Я плакала, хотя он мне чужой, но здесь для меня старые - отцы, молодые - братья, потому что я одна и мне всего 18 лет. Семья моя осталась в оккупированной местности. Сейчас я на фронте, но не на передовой, хочу быстрее идти на передовую, мстить за свой народ. Но я и здесь многим бойцам и командирам оказывала и оказываю помощь.
Пока всё. Пишите. Желаю всего хорошего в вашей молодой жизни. Не пе-чальтесь! 29 декабря 1942 года»
Три письма... Живые голоса, дошедшие до нас через 65 лет... Они могли быть прекрасной парой, но война...
Голос двадцатилетнего юноши, спокойно, с достоинством встретившего смерь, как встречает её человек, до конца исполнивший свой долг перед Родиной.
Твёрдый, полный решимости голос восемнадцатилетней сестры мед-санбата, сердцем разделившей горе матери.
Это о брате моей бабушки.
- +18
- 6
- 917
- 5 мая 2012, 17:47
Комментарии
3 февраля 2015 года Зинаида Солнышкина #
6 мая 2012 года p tatiana p deleted #
6 мая 2012 года nijolite #
6 мая 2012 года малибу #
Живу в Воронежской обл., сейчас Меловатского района нет, скорее всего это теперь Калачеевский район.
5 мая 2012 года lelika # (модератор)
Оба моих деда погибли в 43-м, один пропал без вести под Сталинградом, оставив сиротами 4-х детей, другой, подполковник, сложил голову, выполняя какое-то задание, где, как и почему, неизвестно.
Ужасно, что этот ВЕЛИКИЙ праздник превратился в какие-то майские дни, которые можно провести на природе. Это же был громадный подвиг всей страны. Наши родители голодали, росли без отцов.
Как можно об этом забыть?
5 мая 2012 года nijolite #
Оставить комментарий
Вы можете войти на сайт без регистрации и ввода пароля, воспользовавшись своей учетной записью на следующих сайтах: