Так оно и есть.
— Высоцкий часто говорил об особой атмосфере своего детства. Что вы можете об этом сказать?
— В Москве тогда было огромное количество шпаны, и блатных компаний тоже было много. Могу назвать клички парней, которые жили у нас в Лиховом переулке. Я буду называть только приличные… Мясо, Бармалей, Солянка, Фара, два брата, которых звали Два Долбеца. Рядом с нами была знаменитая Малюшенка — несколько проходных дворов. Туда и ходить-то было опасно — запросто могли побить.
Было такое время, что если пацан вылетел из школы, то дальше дорога была почти определена. Редко кто выравнивался, разве что после «ремеслухи» попадал на хороший завод, в хорошие руки. А чаще всего — блатная компания, привод, суд, колония для несовершеннолетних или тюрьма.
— У большинства ребят была своя самостоятельная жизнь. Мне об этом говорили ваши одноклассники…
— Например, у меня мать приходила домой в семь-восемь часов вечера. Отец к тому времени умер, и часто дома никого не было. Придешь, поешь, сделаешь уроки — и во двор, куда же еще… И до ночи во дворе, пока родители не загонят домой. И мы отлично себя чувствовали, наша главная жизнь была именно во дворе. И всех этих блатных ребят мы каждый день встречали и прекрасно знали каждого из них. (Интервью Валерию Перевозчикову)
Не удивительно, что из всей этой атмосферы родились песни "Красное, зелёное, жёлтое, лиловое", "Я в деле и со мною нож", "Рыжая шалава" и другие подобные.
За них автору доставалось от официальных лиц всю жизнь. Но сам он от них не отказывался никогда. Называл необходимым периодом становления, поиском формы. Возможно, для многих из этих песен так оно и было. Но сегодня хочется вспомнить одну песню, стоящую в этом ряду как бы особняком. Да, вроде бы тоже из серии блатных. И антураж тот же - вышел человек из лагеря на свободу. Но... послушайте:
Так оно и есть —
Словно встарь, словно встарь:
Если шёл вразрез —
На фонарь, на фонарь!
Если воровал —
Значит, сел, значит, сел,
Если много знал —
Под расстрел, под расстрел!
Думал я: наконец не увижу я скоро
Лагерей, лагерей…
Но попал в этот пыльный расплывчатый город
Без людей, без людей.
Бродят толпы людей, на людей непохожих,
Равнодушных, слепых.
Я заглядывал в чёрные лица прохожих —
Ни своих, ни чужих.
Так зачем проклинал свою горькую долю?
Видно, зря, видно, зря!
Так зачем я так долго стремился на волю
В лагерях, в лагерях?
Бродят толпы людей, на людей непохожих,
Равнодушных, слепых.
Я заглядывал в чёрные лица прохожих —
Ни своих, ни чужих.
Так оно и есть —
Словно встарь, словно встарь:
Если шёл вразрез —
На фонарь, на фонарь!
Если воровал —
Значит, сел, значит, сел,
Если много знал —
Под расстрел, под расстрел!
Варианты а/и: https://vk.com/page-50031359_55437959
Содержание этой песни несколько выходит за рамки традиционной блатной песни, вам не кажется? Я тут набрела на одну серьезную статью "Блатной фольклор как источник стихотворных новелл В. Высоцкого". Не буду её пересказывать, ссылку помещаю внизу. Прежде всего авторы пытаются дать определение собственно блатной песне. Похоже, споров по этому поводу ничуть не меньше, чем по поводу характера ранних песен Высоцкого. Кстати, термин "низовой фольклор" раньше не встречала, только в этой работе. Так вот, проведенный серьезный анализ
позволил нам отнести к блатному генезису 27 новелл Высоцкого. Это «Татуировка», «Я был душой дурного общества», «Что же ты, зараза, бровь себе подбрила…», «Тот, кто раньше с нею был», «У тебя глаза – как нож», «Все позади – и КПЗ, и суд…», «Правда ведь, обидно», «Зэка Васильев и Петров зэка», «Сивка-Бурка», «Рецидивист», «Я женщин не бил до семнадцати лет», «Мы вместе грабили одну и ту же хату», «Наводчица», «Я любил и женщин, и проказы…», «Вот раньше жизнь…», «Песня про стукача», «Нам вчера прислали…», «Городской романс», «Попутчик», «Ой, где был я вчера», «Про двух громилов – братьев Прова и Николая», «Случай», «Милицейский протокол», «Был развеселый розовый восход…», «Про речку Вачу и попутчицу Валю», «Был побег на рывок…», «Летела жизнь».
Стоп. А где же обсуждаемая песня? Видимо, она не подходит под определение "новелла". Не буду вдаваться в литературоведческие подробности определения "новелла", но для меня эта песня не подходит и под определение "блатная/дворовая или еще какая-нибудь стилизация". Это совершенно потрясающий глубокий философский текст с бездной смыслов. И каждый волен найти свой.
Так, например, судя по комментариям на сайте "Владимир Высоцкий на разных языках", эта песня посвящена исключительно преследованию инакомыслящих в СССР.
Вторит им и комментарий П. Фокина к п.3 из "амфорного" двенадцатитомника: "Имеется в виду сложившаяся в годы сталинщины репрессивная практика государства, при которой уголовное преступление наказывалось менее жёстко, чем политическое инакомыслие, а уголовный преступник считался более социально близким, чем политический". Далее приводится цитата из "Архипелага ГУЛАГ", что уже само по себе показательно.
Вот так"легким движением руки брюки" Высоцкий превращается... превращается Высоцкий... в кого? В диссидента? В неблагонадежного вольнодумца? И это уже в 25 лет? Вот так вот, вместе с дворовыми стилизациями на модную тему взял и вынул фигу из кармана?
Дубровский С. Иллюстрация к песне "Так оно и есть". https://vk.com/photo-2618_457258594
Появление песни раньше датировалось осенью 1964 года. Хотя в последнем собрании сочинений С. Жильцов проставил другую дату - <1963, до августа>. Наверное, какие-то основания для этого у него есть, но мне они не известны. В интервью Льву Черняку Ирина Шалаева указывала даже топографические координаты появления песни: это было на квартире её матери на Зубовском бульваре поздней осенью". А познакомились они в начале осени 1964. Собственно, и дата самой ранней фонограммы тоже условно датируется сентябрем (?) 1964 и записана она, вот совпадение, дома у матери И. Шалаевой!
Черновиков до сих пор не обнаружено. Фонограмм сохранилось тоже не много - всего 11. Никаких авторских комментариев по поводу содержания тоже нет. Но мне представляется, что по внутреннему философскому настрою и содержанию она очень сильно перекликается с более поздней песней "Дайте собакам мяса". То же ощущение раздрая между внутренним и внешним. То же одиночество в толпе. Это внутренний конфликт человека с миром и с самим собой прежде всего. Тут можно вспомнить жизнь Высоцкого в это время. Неустроенность бытовая и профессиональная, безденежье, как всегда запутанная личная жизнь, неясные перспективы в профессии. Его песни уже знала и пела вся Москва, но самого его не знал никто. Нищий философ...
Так что, может, и прав С. Жильцов, отнеся создание песни на лето 1963 года. Ведь в сентябре 1964 г. Высоцкого уже взяли в Театр на Таганке. Жизнь понемножку налаживалась, по крайней мере, твердый заработок был гарантирован. Хотя вряд ли он осознавал тогда, что вытащил счастливый билет.
https://zen.yandex.ru/media/stihiavv/tak-ono-i-est-629b130bf14c8f297bad0143?&
- +11
- 0
- 102
- 11 июня 2022, 16:53
Комментарии
Оставить комментарий
Вы можете войти на сайт без регистрации и ввода пароля, воспользовавшись своей учетной записью на следующих сайтах: